Эльдар Рязанов: биография, фильмография, личная жизнь, фото

Эльдар Александрович Рязанов

родился 18 ноября 1927 г. (умер 30 ноября 2015 г.) — Самара, СССР.
Александр Семенович Рязанов и София Михайловна Рязанова (урожденная Шустерман, 1902-1969) родились в семье советских торговцев в Тегеране, в доме на улице Фрунзе, 120.
Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного цеха. В 1930 году семья распалась, и будущего директора с семи лет воспитывали мать и отчим, инженер Лев Михайлович Копп (1899-1985), младший научный сотрудник Минпроектного института Промстальконструкция СССР Монтажспецстроя, вдовец с ребенком, который тоже относился к Эльдару как к своему сыну. Отец женился повторно, у него родилась дочь; в 1938 году он был арестован и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, попав в плен, получил еще десять лет, а всего отсидел 17 лет. Во время Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х, когда Эльдар Рязанов был уже известным режиссером, у отца родился сын.
С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал путешествовать. По истечении десятилетнего срока он также отправил заявление в Одесское военно-морское училище.
Случайно он стал первокурсником ВГИКа (лаборатория Г.М. Козинцева). На тот момент Козинцев был уже всемирно известным режиссером, создателем таких фильмов, как «Шинель» (1926), «СВД» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Один» (1931), трилогия на Максима (1934-1939) (все — вместе с Леонидом Траубергом).
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стал документальный фильм «Учеба в Москве», снятый совместно с однокурсницей З.П. Фомина. 5 лет Рязанов работал в документальных фильмах на Центральной студии документальных фильмов. Снимал сюжеты для кинохроники «Пионер», «Советский спорт», «Новости дня», редактировал совершенно разные номера. Создал кинематографические очерки «Дорога, названная в честь Октября» (совместно с Л. Дербышевой, 1951 г.), «За чемпионат мира по шахматам» (1951 г.), «Твои книги» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от г. Краснодар »(оба 1953 г.),« Остров Сахалин »(совместно с В. В. Катаняном, 1954 г.)
В 1955 году Рязанов стал директором киностудии «Мосфильм» и руководил (вместе с Сергеем Гуровым) первым советским широкоформатным киножурналом «Весенние голоса», в котором были и художественные эпизоды. Через год руководитель киностудии «Мосфильм» И.А. Пыриев буквально заставил Рязанова посвятить себя комедийному фильму. Карнавальная ночь (1956) имела огромный успех. Известный актер Игорь Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей в фильме: чиновник Огурцов, а молодые актеры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвездами
В последующие годы Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарскую балладу» (1962), ежедневную комедию «Подари книгу жалоб» (1964), эксцентричную комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)… А в 1961 году снял два сатирических фильма: «Как был создан Робинзон» (по одноименному рассказу И. Ильфа и Э. Петрова, рассказ в антологии комиксов «Довольно серьезно») и «Человек из ниоткуда» (1961, почти не появлялся в прокате) по цензуре). Сергей Юрский и Анатолий Папанов выступили в «Человеке из ниоткуда.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Е.А. Рязанову снова оказал И.А. Пыриев, получивший разрешение на постановку и убедивший его сыграть роль лейтенанта Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить режиссеров, что лучшим кандидатом на роль Михаила Кутузова является Игорь Ильинский, что фильм не искажает российскую историю, а романтизирует ее. Рязанов сократил пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматической основой для фильма, при этом ему пришлось закончить сочинение нескольких поэтических эпизодов.

«Для меня всегда на первом месте — реальность»

Произведения Рязанова 1970-1980-х годов все больше раздвигали границы комического жанра. Философская комедия «Старики-разбойники» (1971), увлекательное шутовство «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы» или «Наслаждайся баней!». (1975), постановочная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — сатира о социалистическом обществе, в котором человек — волк человеку. Вторая жена режиссера, редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина, принимала активное участие в работе над этими фильмами. Картина «Ирония судьбы или наслаждайся ванной!» по пьесе Брагинского и Рязанова, в 1977 году он получил Государственную премию СССР. В 1984 году Эльдар Рязанов стал Народным артистом СССР.

В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическая история крушения идеологии 1960-х годов, к поколению которой принадлежала учительница Елена Сергеевна, была перенесена на экраны только в 1988 году. Еще до перестройки Рязанов посвятил себя серии работ: «Мастер и Маргарита Михаила Булгакова», «Самоубийство» Николая Эрдмана, роман Владимира Войновича об Иване Чонкине и «Дракон» Евгения Шварца. Но разрешения на съемку он так и не получил. Так его внимание привлекла классика. В 1984 году вышла экранизация «Приданое» Александра Островского — фильм «Жестокий романс», получивший главный приз Дели кинофестиваля. Трагикомедия «Небеса обетованные» стала символом новой эпохи».

В 1992 году на Мадридском кинофестивале фильм «Небеса обетованные» получил Гран-при за лучший научно-фантастический фильм. Рязанов вспоминал этот случай: «Образ с болью и горечью, рассказывающий о наших проблемах, тяжелой жизни, бедных, оскорбленных системой людей, воспринимался на Западе как элегантная фантазия русского режиссера».

Тогда же возобновилась работа режиссера на телевидении: в 80-е годы Эльдар Рязанов вел программу «Кинопанорама». В эпоху независимого телевидения он снимал телеинтервью с известными людьми, сольные концерты и артхаусные программы. Начали выходить его книги: пьесы, стихи, художественная литература, мемуары и публицистика. В сложное для отечественной киноиндустрии время спонсоры инвестировали в его фильмы. После 1991 года режиссер снял около 15 фильмов для кино и телевидения.

Эльдар Рязанов скончался 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре, рядом с местом его рождения, открыли памятник режиссеру.

«Гусарская баллада» (1962)

Актера на роль лейтенанта Ржевского нашли достаточно быстро — его сыграл Юрий Яковлев. Но главного героя «Гусарской баллады» мог сыграть Сергей Юрский, актер сразу понравился режиссеру. Вячеслав Тихонов тоже попробовал, но, как известно, выбор пал на молодого Яковлева, красивый голос которого сразу заметил Эльдар Рязанов.

Актрису на роль Шуры Азаровой искали давно, в течение всего подготовительного процесса к съемкам. Несмотря на то, что все кандидаты были несомненно красивыми и талантливыми, у них был «недостаток»: кандидаты определенно не были похожи на молодых людей. На роль главной героини хотели сыграть многие актрисы, в том числе Светлана Немоляева, Людмила Гурченко и Алиса Фрейндлих.

«Многие кандидаты стали жертвами их очаровательной округлости, которая красиво выступала из гусарской формы», — говорит руководитель прослушивания «Гусарской баллады.

Рязанова уже не надеялась найти актрису, способную сыграть столь сложную и необычную роль. Но однажды на кастинг пришла студентка театрального института Лариса Голубкина. После первых репетиций режиссер убедился, что начинающая актриса идеально подходит на роль Шуры.

«Берегись автомобиля» (1966)

Сценарий к этому фильму писали, изначально надеясь, что роль Юрия Деточкина исполнит Юрий Никулин. Кроме того, специально для съемок в кино актер даже научился водить машину. Однако выяснилось, что в начале работы над фильмом Никулин отправился в длительные зарубежные гастроли с цирком. Затем Эльдар Рязанов стал активно уговаривать Иннокентия Смоктуновского, кандидатура которого впервые встала, но актер снова отказался из-за оккупации.

По мнению режиссера, Смоктуновский идеально подходил для роли чудака, готового рискнуть своей свободой ради справедливости.

Когда актер уже дал свое согласие, он серьезно заболел и не мог приступить к работе. Выбора не было: надо было устраивать кастинг. На главную роль пробовались многие талантливые актеры: Леонид Куравлев, Леонид Быков, Василий Лановой, Александр Белявский, Михаил Державин и Олег Ефремов. Увы, ни один из них не казался достаточно странным. В итоге Иннокентий Смоктуновский согласился сыграть главного героя «Осторожно, машины».

Олег Ефремов очень хотел сыграть Деточкина и постарался убедить Эльдара Рязанова предоставить ему такую ​​возможность. После тестирования выяснилось, что актер будет намного лучше выглядеть в образе следователя Максима Подберезовикова, которого изначально должен был играть Юрий Яковлев.

«С одной стороны, его актерской личности присущи качества, которыми должен обладать следователь, а именно стальной взгляд, целеустремленная походка, уверенность в жесте, волевое лицо. С другой стороны, у актера было издевательство над собой, что позволяло ему действовать, так сказать, несерьезно, подчеркивая легкое снисхождение к своему персонажу », — говорит Эльдар Рязанов о том, почему на роль Подберезовикова был выбран Олег Ефремов.

На роль Димы Семицветова пробовались многие актеры. Среди заинтересованных были Юрий Белов и Владимир Балон. Многих конкурсантов обошел молодой актер Андрей Миронов, именно он сыграл героя.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

более новогодний фильм сложно представить без Андрея Мягкова, Юрия Яковлева и прекрасной Варвары Брыльской. На кастинги к Эльдару Рязанову приходили многие известные артисты, но им не удалось произвести впечатление на режиссера и съемочную группу.

Андрей Миронов пробовался на роль Жени Лукашина, но заявление от лица персонажа о том, что у него не получается с женщинами, прозвучало бы очень странно в устах актера.

Также рассматривались кандидатуры Петра Вельяминова и Станислава Любшина, которые отказались от участия в фильме. Андрей Мягков вышел на сцену практически случайно, потому что режиссер не верил в юмористический талант актера и относился к нему скептически. Однако уже после нескольких первых тестов выяснилось, что главный герой найден.

На роль учительницы Нади Шевеловой тоже хватило кандидатов.

Им была нужна «тонкая, искренняя и красивая женщина, чтобы мужская часть аудитории завидовала Жене Лукашину». По этим критериям было непросто найти актрису на роль героини.

На роль Нади пробовались многие артисты, в том числе Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Антонина Шуранова, Марина Меримсон и Валентина Талызина. Но ни одна из актрис не смогла впечатлить режиссера. Затем Эльдар Рязанов вспомнил об очаровательной польской актрисе, которая снялась в фильме «Анатомия любви». Барбара Брыльска понравилась всей съемочной группе, и ее утвердили на роль.

Ипполиту должен был сыграть Олег Басилашвили. С ее участием даже сняли несколько серий. Но актер отказался от дальнейшего участия в фильме из-за того, что умер его отец. Замену быстро нашли — на роль согласился Юрий Яковлев.

«Служебный роман» (1977)

Служебный роман — пожалуй, один из самых популярных советских фильмов. Трудно найти человека, который не слышал о нем. И этот образ — один из немногих, в котором режиссеру разрешили снимать тех актеров, которых он хотел видеть в своем фильме.

Эльдар Рязанов давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих. Дело возникло, и актрису без проб утвердили на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной. Также сразу были приняты Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова и многие другие актеры.

Олег Басилашвили очень хотел сыграть Новосельцева. Актер долгое время пытался убедить Эльдара Рязанова, что отлично сыграет роль героя. Басилашвили сначала не любил Самохвалова, но во время съемок признал, что режиссер был прав и хорошо распределил роли.

Эльдар Рязанов Личная жизнь

Отец — Александр Семенович Рязанов (1898-?), Уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии, участник гражданской войны, в 1921 г начальник земельного участка регистрационного отдела штаба Военно-революционной армии. Совет Республики. Арестован 14 ноября 1937 г., 2 февраля 1938 г., приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей
Мать — Софья Михайловна Шустерман (замужем — Рязанова, 26 сентября 1902 — 1 сентября 1969).
Отчим — Лев Михайлович Копп (1899-1985), инженер-строитель, автор учебников и монографий «Монтаж металлоконструкций» (М .: Госстройиздат, 1948 г.), «Монтаж металлоконструкций» (М .: Госстройиздат, 1954 г.), «Монтаж металлоконструкций» строительные конструкции »(М .: Стройиздат, 1968 и 1982),« Монтаж металлических и железобетонных конструкций »(М .: Стройиздат, 1972; 3-е изд. — там же, 1982). Сестра по отцу — Фрида Львовна Копп (1936-1939). Брат по отцовской линии — доктор геолого-минералогических наук Копп Михаил Львович (1940 г р.), Главный научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа осадочных бассейнов Отделения тектоники Геологического института РАН. Племянник — доктор медицинских наук, профессор Копп Михаил Валерьевич (1950 г.р.), врач-онколог, главный химиотерапевт Минздрава Самарской области.
Первая жена — Зоя Петровна Фомина (1924–1999), режиссер-документалист (1950–1970), Ленинская премия (1980).
Дочь — Рязанова Ольга Эльдаровна (род. 1951), выпускница МГУ, филолог, кинокритик.
Внук — Трояновский Дмитрий Витальевич (1987 г.р.), тележурналист, писатель.
Вторая жена — Нина Григорьевна Скуйбина (1930–1994), редактор «Мосфильма» (1970–1994).
Пасынок — Николай Владимирович Скуйбин (род. 1954), от предыдущего брака Нины Скуйбиной с режиссером Владимиром Скуйбиным (1929-1963). Профессиональный режиссер, как и его отец.
Третья жена — Абайдуллина Эмма Валериановна (р. 1941), киноредактор. Для Эммы Валериановны это был третий брак. Предыдущий, второй брак был с композитором Павлом Аедоницким (1922-2003).
Пасынки — Олег Валерьевич Бердюгин (1964 г.р.) и Игорь Валерьевич Бердюгин (1966 г.р.) от первого брака Эммы Абайдуллиной с дизайнером Валерием Бердюгиным. Оба занимаются арт-проектами.

Хрупкий мир комедии

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский киножурнал (киножурнал — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Мастер музыкальной комедии Иван Пырьев сразу же предложил Рязанову заняться сценарием «Карнавальной ночи» .. и получил отказ. Молодой режиссер хотел снимать «серьезное» кино. Но Пырьев был уверен: многие снимают мелодрамы, и лишь единицы могут создавать хорошие комедии. Под давлением всемогущего режиссера «Мосфильма» Рязанов сдался.

«Я показал маститым мастерам отрывки из« Карнавальной ночи », которые составляют примерно половину картины. К сожалению, среди членов художественного совета не было никого, кто поставил хотя бы один спектакль в его жизни. Надо отдать должное уважаемым режиссерам — они были единодушны в своей оценке: отснятый и смонтированный материал посчитали серым, скучным и посредственным».
Эльдар Рязанов

Деньги, выделенные на фильм, на исходе, сроки на исходе, съемочная группа испытывала на прочность начинающего режиссера. Тем не менее, фильм вышел.

После премьеры слава всего Союза пала на Рязанову и главную актрису Людмилу Гурченко. Режиссер начал работать в жанре комедии, по его мнению, «хрупкой и беззащитной», требующей особо внимательного отношения. Были изданы картины «Девушка без адреса» (1957), «Мужчина из ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Подари книгу жалоб» сам Эльдар Рязанов сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он часто снимался в своих фильмах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий к «Угнанной машине». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать фото не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Сценаристы переработали сценарий в рассказ, который журнал «Молодая гвардия» опубликовал под названием «Остерегайтесь машины». В 1966 году Рязанов все же снял фильм по заранее написанному сценарию. Главного героя должен был сыграть Юрий Никулин, но во время съемок он гастролировал с цирком, в котором работал — и настойчивый режиссер убедил Иннокентия Смоктуновского сыграть. Музыка для «Осторожно машины» написана композитором Андреем Петровым, будущим соавтором многих рязановских фильмов.

Как бывший режиссер-документалист Эльдар Рязанов боролся за авторитет. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без безумия, с легким шагом». С другой стороны, режиссеру были чужды красота, «облизывание» и легкость. Он не боялся касаться острых социальных тем в изображениях, поэтому каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, тоже оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова исполнил выдающийся комик Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в которой чиновники усмотрели издевательство над российской историей.

Эльдар Рязанов фильмография

1982 Станция для двоих (мелодрама)
Иван Кузьмич заместитель начальника вокзала 1977 Служебный роман (комедия, мелодрама)
пассажир автобуса 1975 года «Ирония судьбы, или наслаждайся ванной!» (комедия, мелодрама)
самолет пассажирский 1973 Невероятные приключения итальянцев в России (Комедия, Приключения)
доктор

Источники

  • https://lifeactor.ru/8672-eldar-ryazanov.html
  • [https://foma.ru/vse-filmyi-rezhissera-eldara-ryazanova.html]
  • [https://www.culture.ru/persons/2200/eldar-ryazanov]
  • [https://www.woman.ru/stars/medley1/article/143648/]

Оцените статью
Рейтинги фильмов